На отдел возлагаются задачи по регулированию в пределах компетенции на территории г.Минска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере торговли и общественного питания в целях удовлетворения запросов потребителей в товарах, торговых услугах и услугах питания, повышения качества и культуры питания.
Специалисты отдела консультируют и оказывают методическую помощь по вопросам соблюдения правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, соблюдения нормативных актов, регламентирующих деятельность торговых организаций, внедрения новых технологий.
В этих целях отдел:
- оказывает содействие в пределах компетенции в обеспечении соблюдения на территории г.Минска законодательства Республики Беларусь о торговле, общественном питании, защите прав потребителей, рекламе, обеспечивает доведение до торговых организаций мероприятий по реализации государственных программ в сфере торговли и общественного питания;
- осуществляет сбор информации о развитии торговой инфраструктуры г.Минска, специализации торговых объектов, проведение анализа состояния потребительского рынка, представление соответствующей информации руководству управления и вышестоящим организациям;
- проводит организационные действия и информационные мероприятия, направленные на улучшение выкладки товаров, рациональное использование торговых площадей, совершенствование режима работы торговых организаций, повышение культуры обслуживания покупателей;
- оперативно доводит информацию по изменению законодательства в отрасли торговли и общественного питания;
- оказывает помощь по внедрению в практику работы объектов общественного питания прогрессивных достижений, по повышению качества выпускаемой продукции, культуре обслуживания и производстве, расширению видов предоставляемых услуг;
- проводит анализ деятельности рынков и торговых центров на территории г. Минска, а также разработку мероприятий и принятие других мер в целях повышения качества и культуры обслуживания населения;
- организует выездную торговлю при проведении общегородских мероприятий и республиканских культурно-массовых мероприятий;
- своевременно рассматривает обращения граждан и организаций.
В столице сформирована крупнейшая в республике инфраструктура розничной торговли, которая насчитывает сегодня 5680 магазинов (960 тыс.кв.м), из них 1565 – продовольственных (395 тыс.кв.м), 4115 – непродовольственных (565 тыс.кв.м.), 84 торговых центра (198,6 тыс.кв.м), 22 рынка.
Столицу обслуживают 40 супермаркетов, 21 гипермаркет и 4 универмага.
Сеть общественного питания насчитывает 2558 объектов общественного питания на 156,6 тыс. мест, в том числе в общедоступной сети - 1960 объектов на 97,5 тыс. мест.
На современном этапе идет оптимизация сети и качественное улучшение инфраструктуры за счет строительства современных торговых объектов, развития сетевого принципа, реконструкции действующих магазинов.
Ежегодный прирост торговой инфраструктуры стабильно составляет до 100 тысяч кв.м. торговых площадей магазинов (или 200 - 250 объектов), что позволяет нам сегодня иметь в г.Минске сбалансированную систему развития и размещения (малых, средних предприятий торговли, супер- и гипермаркетов), и достичь высокой адаптивности сети к потребностям населения.
Городом выполнен социальный стандарт – обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей составляет 615 кв. метров торговых площадей при нормативе 600 кв.м., обеспеченность местами в общественном питании - 50 мест при нормативе 45 мест (для сравнения: Брестская область - 537 кв.м. и 40,3 места, Гомельская – 510 кв.м. и 38 мест., по Республике Беларусь в целом – 551 кв.м. и 40,8 мест).
Справочно:
В странах СНГ обеспеченность составляет от 300 до 700 кв.м на 1000 человек, во многих странах Западной Европы – 1000 кв.м и более. В настоящее время обеспеченность торговыми площадями в Киеве составляет 417 кв.м, в Москве-743кв.м, в Париже - 860кв.м и т.д.